Страницы: 1  2  3  >> 

О сказке «Золотой горшок»

«Золотой горшок» (1814) относится к числу шедевров писателя, представляя как его мировосприятие, так и важнейшие эстетические принципы. Когда пишут о Гофмане, то обязательно отмечают, что его герои делятся на музыкантов и немузыкантов, или просто добрых людей, иногда используют и другое разграничение: вместо музыкантов называют энтузиастов, причисляя к ним и самого автора.

Персонажи этой сказки, представляющие два мировосприятия, могут быть поделены на две группы. К музыкантам-энтузиастам следует отнести студента Ансельма. Студент Ансельм живет в мире воображения, в бузинном дереве он слышит девичьи голоса, видит там зеленых змеек с удивительными голубыми глазами. Реальная действительность воплощается в мире вещей, она враждебна ему: на новый фрак он сажает пятно или рвет его, бутерброд падает у него намазанной стороной на землю, он наступает ногой в корзину с яблоками и пирожками, вызывая гнев и брань торговки.

Обыденный мир представлен конректором Паульманом, его дочерью Вероникой и молодым чиновником Геербрандом. Мир вещей родствен Паульману, Геербранду и Веронике. Даже мечты их связаны с предметами. Чиновник Геербранд однажды после обеда за кофе погрузился в сонное состояние, и ему пригрезилось то место, где находится потерянный документ. Очаровательная Вероника мечтает, что выйдет замуж за Ансельма, когда он станет советником, он подарит ей сережки, а проходящие мимо ее окон щеголи станут говорить: «Что за божественная женщина надворная советница Ансельм!». Она действительно выходит замуж за надворного советника, действительно получает в подарок те самые сережки и ею действительно восхищаются щеголи в тех самых словах, но женой она становится не Ансельма, а Геербранда. Перемена одного из предполагаемых мужей на другого значения не имеет: важно свершение вполне материального желания.

Вторая воображаемая реальность противостоит обыденности. Там архивариус Линдгорст оказывается могущественным Саламандром, его дочь является студенту сначала как зеленая змейка. Обычный дом архивариуса превращается в бесконечное пространство, где зала становится оранжереей с цветами и деревьями удивительной формы, где птицы говорят человечьими голосами, где на столе одной из комнат стоит золотой горшок, от которого Ансельм не может отвести глаз. Там манускрипты переписываются без единой помарки, пока студент не попадает под чары злых духов, отвращающих его чувства и мысли от любимой Серпентины. В этом царстве воображения свершается его помолвка, при этом из удивительного золотого горшка вырастает огненная лилия. Счастье стало возможным благодаря вере и любви, которые открыли энтузиасту-романтику сердце природы. Ансельм говорит о полученном им даре: «Лилия есть видение священного созвучия всех существ, и с этим видением я буду жить вечно в высочайшем блаженстве». Так финал возвращает внимание к идее музыки, священного созвучия, не случайно там вспоминает Линдгорст и своего друга, композитора Крейслера.


Страницы: 1  2  3  >> 


Цитата
Вообще, все действия и поступки кота-филистера во всех и всяческих случаях зависят от многих тысяч привходящих обстоятельств. Даже, например, с маленьким мопсом, который укусил его за хвост самым ощутительным образом, он, кот-филистер, остается учтив и вежлив, чтобы не испортить отношение с дворовым псом, чьей протекцией он, кот-филистер, пользуется. Впрочем, ночью он устраивает засаду ради того, чтобы выцарапать глаза этому самому мопсу.


Отзывы

Автор: Дэн
Я бы сейчас с удовольствием пересмотрел бы фильм "Ошибка Старого Волшебника". По моему очень актуально. Имею в виду, что на абсолютно любую власть можно посмотреть именно под таким углом зрения. Если с экранов телевизора нам задают векторы восприятия происходящих событий, то мы так и делаем. Вопрос ...

   Copyright "Consulting IT Group" 2006-2010 www.consulitit.ru