С. Шлапоберская – о романтизме Гофмана

«История жизни Гофмана — это история непрестанной борьбы за кусок хлеба, за обретение себя в искусстве, за свое достоинство человека и художника. Отзвуками этой борьбы полны его произведения».

Творчество Гофмана соткано из борьбы противоречий. Многие критики до сих пор спорят о том, был Гофман реалистом или все-таки романтиком. «Гофмана иногда называют романтическим реалистом. Выступив в литературе позднее как старших — «иенских», так и младших — «гейдельбергских» романтиков, он по-своему претворил их взгляды на мир и их художественный опыт. Ощущение двойственности бытия, мучительного разлада между идеалом и действительностью пронизывает все его творчество, однако, в отличие от большинства своих собратьев, он никогда не теряет из виду земную реальность». Видимо, это и есть залог успеха его произведений во всем мире. Искренность и неоспоримый талант легли в основу каждой книги Гофмана. Немецкий писатель не просто переплетал сказочное с реальным. Он видел в нашей обыкновенной жизни волшебство.

Отличительная особенность немецкого романтизма – в стремлении создать новый, универсальный вид искусства, который соединил бы воедино музыку, живопись и поэзию. «Гофман, соединявший в своем лице музыканта, писателя, живописца, как никто другой был призван осуществить этот пункт эстетической программы романтиков. Профессиональный музыкант, он не только чувствовал волшебство музыки, но и знал, как она создается, и, возможно, именно потому сумел запечатлеть в слове очарование звуков, передать воздействие одного искусства средствами другого».

Романтики интересовались темными сторонами природы, думали о зловещих, таинственных событиях, которые смущали человека. В этих явлениях романтики видели буйство иных сил.

«Гофман одним из первых в мировой литературе исследовал «ночные стороны» души; он не только и не столько пугал читателя кошмарами и призраками, сколько искал причины их возникновения в глубинах человеческой психики, в воздействии внешних обстоятельств. Расщепление собственного «я», галлюцинации, видения двойников — этим и подобным изломам сознания Гофман отводит немало места в своих повестях и романах. Но они интересуют его не сами по себе: гофмановские безумцы — это натуры поэтические, особо чувствительные и ранимые, их основная черта — абсолютная несовместимость с определенными факторами социальной жизни». (С. Шлапоберская «Сказка и жизнь у Э.-Т.-А. Гофмана»)




Цитата
Маэстро подошел к дверям, ведущим в кухню, и мы, Муций и я, угадав его добрые намерения, побежали вслед за ним с радостным «мяу-мяу-мяу». И в самом деле, маэстро отворил кухонный шкаф и извлек из него необглоданные кости нескольких молодых курочек, мясо которых он вчера съел. Известно, что мы, кошки, считаем куриные косточки тончайшими из деликатесов, какие только существуют на свете, и поэтому глаза Муция запылали ослепительным огнем, он повел хвостом с очаровательной змееподобностью и замурлыкал, когда маэстро поставил миску перед нами на пол.


Отзывы

Автор: Дима
"Песочный человек"? Это не про него в песне Металлики поётся? ...

   Copyright "Consulting IT Group" 2006-2010 www.consulitit.ru