Страницы: 1  2  >> 

О сказке «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»

К числу шедевров Гофмана принадлежит его бессмертная сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819), в которой гротеск является основой композиции и конструирования образа главного героя, ибо гротескным представляется автору сам реальный мир. Основа конфликта и образа главного героя заключается в противостоянии сущности и видимости, причем внешнее — видимость оказывается сильнее сущности.

Крошка Цахес, сын бедной крестьянки, родился на редкость уродливым: его уподобляют то яблоку, насаженному на вилку, то мужичку с ноготок. Он неспособен даже говорить членораздельно. Фея Розабельверде, пожалев его и его мать, наделила уродца тремя огненными волосками, благодаря которым ему стали приписывать все прекрасные свойства, которыми были одарены те, кто находился рядом с ним. Около красивых он казался красавцем, около способных — дельным человеком. На концерте скрипача публика аплодировала Цахесу, рядом с монетным двором его считали богачом. Даже любимая студентом-энтузиастом прекрасная Кандида после чтения им стихов поцеловала не своего жениха, а Цахеса.

Автор усиливает впечатление, нагромождая нелепости: маленькое чудовище получает чин министра и орден зеленопятнистого тигра на двадцати алмазных пуговицах. Погибает Цахес в финале, утонув в «роскошном серебряном ночном горшке», подаренном ему самим князем в знак особой милости. И цвет ордена (тигры пятнистыми, а тем более зелеными не бывают), и размер (двадцать алмазных пуговиц негде было бы разместить на крошечном существе) свидетельствуют о гиперболизации как принципе создания образа. Но это гипербола, на которой основан романтический гротеск, двойственный в своей основе и усиливающий контрасты реального мира путем заострения, укрупнения явлений. Гофман как пример близкой ему поэтики приводил рисунок Калло, где нос у черта «вырастает в ружье, нацеленное на праздника». Введение невероятного, искажающего обычные формы действительности, подчеркивает сущность реального.

Свойства Цахеса — ничтожества, паразитирующего на чужих талантах и подчиняющего вcex окружающих, — черта вневременная. А.А. Ахматова говорила, что Сталин — это Цахес. Герой романа П. Зюскинда «Парфюмер» Гренуй (la grenouille — фр. «лягушка») унаследовал черты Цахеса.


Страницы: 1  2  >> 


Цитата
«Сын мой, теперь я вижу, что ты меня вполне понял,— о да, напомаженный филистер! Это презренное создание, которое противопоставляет себя благородному буршеству и которого мы везде, где его только найдем, должны будем травить до смерти. Да, друг Мурр, в тебе уже теперь есть внутреннее непогрешимое чувство всего благородного и великого, дай я вновь прижму тебя к этой груди, в которой бьется верное немецкое сердце».


Отзывы

Автор: Аленка
Не согласна с Васенькой! Дело не в уродце Цахесе, а в том, что скрывается за его образом!!! Он - воплощение вседозволенности, всего того, что мы так не терпим в людях, он словно увеличительное стекло, которое делает огромным все человеческие пороки! ...

   Copyright "Consulting IT Group" 2006-2010 www.consulitit.ru